НовостиО ХрамеПреп. СергийБогослуженияПроповедиКлирКонтактыВопрос НастоятелюПеснопения Воскресная школаСсылкиБиблиотекаСоциальная деятельностьФотографииГостевая книгаКалендарь


Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек!

Ты создан Богом для вечности.
К Богу все придем,
но путь этот лежит через Храм - дом Божий.
Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом

 


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Церковь сегодня представила нашему вниманию небольшое, но очень важное поучение о том, как Господь исцелил десять прокаженных, и только один пришел поблагодарить Его.  И оказался этот человек иноплеменником, язычником, самарянином. А из тех людей, от которых бы Спасителю естественно было ждать благодарения, иудеев, никто не пришел, чтобы Его поблагодарить.
____«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19).
____Конечно, как и сейчас, у нас множество лукавых мыслей, так и в те времена жили точно такие же люди, которые могли предположить, что, во-первых, Бог на всяком месте, и можно Его поблагодарить, или подумали бы, что мы еще не дошли до священника, который засвидетельствует наше исцеление, и его поблагодарим. Но Господь отметил этого самарянина, который пришел, упал Ему в ноги, благодарил и не вставал до тех пор, пока Господь ему не повелел.
____В Священном Писании описаны самые необходимые для нас события из земной жизни Спасителя. Апостол Иоанн Богослов пишет, что если бы описывать все, что Господь говорил, чему Он поучал, какие совершал исцеления, то и весь мир не вместил бы этих книг. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). А Евангелие совсем небольшое, и вошло в него самое необходимое для нас. Поэтому каждое слово, написанное в Священном Писании, глубоко должно трогать каждого из нас, и, читая Священное Писание, мы должны думать о том, что это обращение лично к нам. То, что люди всегда были неблагодарны, отмечается в Священном Писании. Еще в Ветхом Завете, когда-то давно до пришествия Спасителя, было написано, что вол знает хозяина своего, и осел того, кто его привязывает, а человек неблагодарен Богу. «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).
Эта неблагодарность всегда была у нас. Сейчас в нашей христианской Церкви есть много правил, которые понуждают людей, христиан, к благодарности. Но все это глубоко забыто и считается ненужным. Например, человек кого-то обидел и пошел прощения в Храм просить у батюшки. А обидел-то он не батюшку, а, может быть, кого-то из ближних или другого батюшку. Церковь запрещает таких людей принимать к исповеди. Как может Господь простить этому человеку то, что не прощено тем, кого он обидел. Даже по человеческому размышлению, по человеческим юридическим законам, и то это неправильно и несправедливо. Поэтому и благодарность, и прощение должны быть всегда адресными. Даже в Священном Писании и в правилах церковных говорится о том, что если какую-то жертву принесешь, не примирившись с кем-то, не то, что прощения попросить, а жертву Богу, и то эта жертва не принимается.  Она не нужна Богу и не пойдет на пользу этому человеку. А тем более он не получит прощения. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).
____Мы знаем из жития святых, как бессловесные твари служили людям и благодарили их. Преподобный Герасим Иорданский вылечил льва, и тот до самой его смерти служил ему и сдох на его могиле. Он не пошел по какому-то адресу искать кого-то, а знал, что этот конкретный человек ему помог. И он оказался верен до смерти.
____Иногда и среди людей происходят такие случаи, когда, казалось бы, человек совсем далекий от Церкви, от Бога, оказывается благодарным. В житии преподобного Саввы Освященного, память которого завтра будем праздновать, говорится о том, что однажды он собирал съедобные коренья для того, чтобы употребить их в пищу, и увидел четырех разбойников, которые помирали от голода. Он высыпал все коренья, накормил их, и потом они постоянно приходили к нему и приносили хлеб и фрукты. И преподобный Савва говорил: «Вот, я ежедневно получаю от Бога множество милости и забываю Его благодарить. И лишь только один раз я накормил кореньями этих разбойников, и они постоянно ходят и благодарят меня». И приводил их себе в пример.
____Да, конечно, благодарность – это тяжелая ноша. Не просто себя заставить повернуться, идти назад, проделать путь как самарянин, упасть в ноги, благодарить Бога, не стыдясь никого. Благодарность – это тоже труд, от которого мы отвыкли. Но не надо забывать, и Церковь нам напоминает об этом, что и за это с нас спросится. Спросится, а подходим ли мы по своим нравственным качествам к тем людям, которые пребывают в Царствии Божием: к разбойнику, который висел на кресте и обратился за помощью и милостью к Богу и поблагодарил Его, возвеличил Его, сказав, что Господь безвинно страдает. Как и десять прокаженных, и мы обращаемся постоянно за милостями. А окажемся ли мы по своим внутренним духовным качествам похожими даже на тех четырех разбойников, которых один раз накормил преподобный Савва Освященный? Хотя себя мы ставим выше всех. Бегаем, суетимся, говорим, что мы живем по христианским традициям, неизвестно по каким, что мы несем послушание Богу в той мере, в какой пожелаем, и мерилом всего оказываемся мы сами: наш эгоизм и наша гордыня. И не окажется ли наше мерило чуждо тех правил, которые пребывают в Божием Царстве, куда мы желаем попасть, и не пора ли нам подумать, а не похожи ли мы на тех иудеев, которые отвернулись и остались на всю вечность неблагодарными.  Мы не знаем их имена, ни самарянина, ни иудеев, да и зачем? Зато мы знаем свое имя, и куда оно попадет, нам неизвестно.
Церковь нас призывает, чтобы мы подумали о себе и постарались не на словах, а на деле быть не только просящими милости у Бога и получающими от Него бесконечно, но и быть благодарными,  стараться нести и своим ближним благодарность, которая должна быть присуща каждому человеку, а тем более христианину.
____Помолимся, чтобы Господь и нам помог нести высокий образ христианина и быть милостивыми и благодарными.
____Аминь.

____

____


Предложения и замечания о работе сайта отправлять по адресу: design2006@pisem.net
©Храм Живоначальной Троицы в Конькове 2006.